Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Виховна робота

первоклашка: готовность номер один

ПЕРВОКЛАШКА: ГОТОВНОСТЬ НОМЕР ОДИН

Последний месяц вольной детской жизни. Дальше – школа. Как настроить малыша на учёбу, чтобы первый класс не обернулся для всей семьи сплошным стрессом?

Есть ли признаки, по которым можно судить, готов ребёнок к школе или не готов?

Таких признаков два: мотивация (желание учиться) и умение соблюдать правила. Большинство шестилеток хотят в школу, но если спросить, почему, ответы будут зачастую смешными и наивными. Дети говорят, что они устали быть маленькими, им надоело в детском саду. Кто-то хочет узнать, «куда ставят пятёрки», кто-то мечтает о красивом ранце… Нужно, чтобы среди всех этих причин был и познавательный мотив. Ребёнок должен понимать, что в школе узнает много нового и интересного, многому научится.  Второй признак готовности – умение выполнять правила. Это поможет включиться в условно – ролевые отношения «учитель - ученик». Первоклассники, бывает, не понимает, зачем на уроке поднимают руку или вставать, когда в класс заходит учитель. Они могут выйти из класса посреди урока, громко заговорить с соседом по парте… Вот про таких можно сказать, что психологически они к школе не готовы.

Можно что-то сделать за последний месяц, чтобы облегчить ребёнку вхождение в новую жизнь?

Главное – случайно не привить страх перед школой. А то бывает, что родители учат ребёнка читать и грозят: не ленись, а то в школе тебе будут двойки ставить! Не пугайте ребёнка, чтобы не убить мотивацию на корню.

Больше разговаривайте обо всём, отвечайте на вопросы, расскажите что-нибудь смешное или интересное про свою школу.

Играйте с ним в школу. Такие игры помогут ребёнку понять, что там есть свои правила, которые надо выполнять. Тогда 1 сентября для него это не станет неожиданностью, он будет гордиться, что уже знает, как надо себя вести.

К игре хорошо привлечь несколько детей. Соберите друзей и постарайтесь, чтобы ваш ребёнок выступал в роли не только ученика, но и учителя. Тогда он на себе почувствует, как неприятно, когда тебя не слушают или перебивают. И не будет удивляться, почему к нему предъявляют такие требования.

Вообще сейчас полезны любые игры по правилам. Например, в «съедобное - несъедобное» или «Да» и «Нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть. Если ребёнок успешно справляется с ними, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

«Домашние» дети нередко оказываются лучше подготовленными к школе, чем «детсадовские». Но значит ли это, что им будет проще?

Сложно сравнить детсадовскую подготовку и домашнюю. Все зависит от того, какой детский сад, какая семья, как занимались дома родители…. Но школа – это не только новые знания, но и огромное количество детей, шум, напряжённость. Для «домашних» всё это, конечно, стресс. Кроме того, меняется положение ребёнка. В семье он если не центр, то значимая фигура. Любимый, часто единственный среди взрослых. А в школе таких, как он, много, и оказывается, что надо выстраивать отношения с одноклассниками и учителем. Здесь умеющие играть по правилам тоже получают преимущества: и дети, и учителя таких ценят.

По каким признакам можно понять, что первокласснику приходится трудно?

Стал много плакать, плохо спит, чувствует себя утомлённым. Только пошёл в школу, как тут же заболел. Появилась раздражительность. Жалуется на головные боли. Иногда ребёнок не может объяснить, почему не хочет идти в школу… Будьте внимательны к таким симптомам.

В первые месяцы почаще расспрашивайте первоклашку, как он себя чувствует в школе, что ему там понравилось. Фиксируйте его внимание на позитивных моментах, учите во всём видеть плюсы.

Больше говорите обо всём хорошем, что даёт школа: о новых друзьях, новых впечатлениях… Умение обращать внимание на такие вещи пригодится не только в школе.

Многие первоклассники начинают спать днём, хотя до школы уже много месяцев днём не спали. Это нормально. Но если при большей потребности во сне у ребёнка ещё и плохое настроение, тогда это тревожный симптом. Посоветуйтесь с детским психологом и педиатром.

Как выстроить отношения с учителем?

Учитель для первоклассников – всегда большой авторитет. Нельзя, чтобы он требовал одно, а родители другое. Нужно постараться, чтобы требования семьи и школы совпадали, пусть не на 100%, но насколько возможно. Старайтесь не критиковать учителя в присутствии ребёнка ( если, конечно, случай не экстраординарный). Наоборот, подмечайте всё хорошее, что есть в нём, и говорите с ребёнком об этом хорошем.

Как снять школьный стресс?

Готовя ребёнка к школе, самые предусмотрительные мамы и папы часто не подозревают, какой стресс каждый год испытывает их ребёнок накануне 1 сентября. Выясните, что беспокоит его больше: новый материал, новые требования, которые предъявят педагоги или сосед по парте? И всё же вот некоторые рекомендации о том, как вы можете помочь ребёнку снять стресс:

- Ребёнок должен чувствовать, что вы его любите и за промахи, и за победы. И даже когда вы наказываете за проступок, чувство его значимости для вас должно сохраняться.

- Важно, чтобы он понял: двойка – это отметка, поставленная ему, а не его родителям. Постарайтесь ему объяснить, что ответственность за полученные знания будет нести он, а не семья.

- Отправляя ребёнка в школу, не настаивайте на то, что преподаватели будут его любить так же, как вы. Ваш ребёнок должен понять: обязанность учителя – научить. Для того чтобы заслужить его особое отношение, нужно отличиться, показать лучшие результаты.

- Зная сильные и слабые стороны своего ребёнка, вам будет нетрудно предположить, как в дальнейшем сложатся его отношения с новым педагогом. Если чувствуете, что конфликта не будет, можете ему доверять.

- Старайтесь, чтобы у ребёнка не было чувства дискомфорта. Педагог должен вызывать интерес, а не чувство страха.

- Для того чтобы интерес к учёбе у ребёнка сохранился, кое-что зависит и от вас. Помогите ему, если можете, но не перекладывайте ответственность за выполнение домашнего задания на себя.

- Сначала помогите, а потом научите ребёнка снимать эмоциональное напряжение после школы. Переключите его внимание, если есть какие-то неприятности. Дайте возможность заняться чем-то приятным. Главное, чтобы в это время он почувствовал свою защищенность.

Чем помочь первокласснику?

- Для восстановления после умственной работы нужно в два раза больше времени, чем продолжалась сама работа. Поэтому постарайтесь, чтобы ребёнок вторую половину дня проводил дома, а не на продлёнке. Ночью ему надо спать не меньше одиннадцати часов. Желательно и днём поспать немножко.

- Не нагружайте сразу ребёнка дополнительными кружками и внешкольными занятиями. А вот физкультура и подвижные игры сейчас нужны обязательно.

- и конечно, нужна психологическая поддержка. Ребёнок должен быть уверен, что его очень любят, несмотря на всё школьные трудности и возможные неудачи.

Готовить ребёнка к школе надо начинать за две недели до 1 сентября. Просыпаться, завтракать, гулять, обедать,  ужинать, и ложиться спать строго по расписанию. Тогда малышу легче будет адаптироваться к учебному процессу. Письменный стол, стул строго по размеру, под ноги скамейку. Свет должен падать с левой стороны. Перед телевизором и компьютером ребёнок может находиться не больше получаса. Необходимо придерживаться времени выполнения домашнего задания: для первоклашек – один час, для выпускников – четыре. Масса портфеля, вместе с учебниками, не должна превышать десяти процентов от веса ребёнка.

Тест для родителей

Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще всё развитие ребёнка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребёнок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребёнка, предлагаем вам короткий тест. Готов ли ребёнок к школе?

- Хочет ли ваш ребёнок идти в школу?

- Привлекает ли вашего ребёнка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?

- Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

- Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

- Умеет ли ваш ребёнок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

- Может ли ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений?

- Умеет ли изменять существительные по числам?

- Умеет ли ваш ребёнок читать по слогам или, что ещё лучше, целыми словами?

- Умеет ли ваш ребёнок считать до 10 и обратно?

- Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

- Верно ли, что ваш ребёнок имеет твёрдую руку?

- Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

- Может ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

- Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

- Знает ли ребёнок названия диких и домашних животных?

- Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

- Любит ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?

- Может ли ваш ребёнок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

15 – 18 баллов – можно считать, что ребёнок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы.

10 – 14 баллов – вы на правильном пути, ребёнок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий.

9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребёнком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

 

     

 

 

 

 

 

Категорія: Виховна робота | Додав: petichka (19.02.2011)
Переглядів: 167
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]